ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
О БАЛАНСИРОВКЕ КОЛЕС
Замечено, что многие водители не придают должного значения и внимания такой важной процедуре в техническом обслуживании автомобиля, как точная балансировка колес. Между тем, эта операция является самой важной составляющей в настройке и правильном функционировании подвесной системы и напрямую влияет на срок её службы. Правильно проведённая балансировка колес повышает безопасность езды.
Балансировка должна проводиться как минимум после каждой замены колеса, шины или диска. Сейчас существует много шиномонтажных мастерских, расположенных на обочинах дорог, которые предлагают быструю вулканизацию и подкачку шин. После ремонта шины они обязаны проверить балансировку колеса, что, к сожалению, выполняется не очень качественно с целью экономии времени при наличии очереди на обслуживание. К тому же используемое оборудование может не отвечать необходимым требованиям.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА БАЛАНСИРОВКА КОЛЕС
Балансировка колес производится с целью наиболее равномерного распределения массы всех составляющих деталей колеса относительно оси вращения. В идеальном случае центр масс после настройки должен находиться на оси вращения. Это необходимо для получения минимальных колебаний оси колеса, появляющихся при его вращательном движении, за счёт смещения центра масс от центра вращения.
Колесо должно быть уравновешено в разных направлениях оси вращения. При наличии дисбаланса в распределении веса вращение колеса вызывает центростремительные силы, направление момента которых не совпадают с направлением оси. Разнонаправленные моменты сил приводят к появлению вибрации, которая вызывает целый комплекс отрицательных факторов, негативно влияющих на эксплуатацию транспорта и угрожающих безопасности вождения.
ПОСЛЕДСТВИЯ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВИБРАЦИИ КОЛЕСА
Действие нерасчётных нагрузок на несущие детали и механизмы подвесной системы автомобиля вызывают ускоренный их износ и в первую очередь быстрее разрушаются подшипники в ступицах. Поломка подшипников грозит возможностью потери колеса в движении, что в свою очередь может привести к дорожному происшествию с тяжёлыми последствиями.
Вибрация колеса, передаваемая на шины, резко ухудшает её сцепление с дорогой, так как характерное контактное пятно становится непостоянным и нестабильным. При этом удлиняется тормозной путь колеса и ухудшается управляемость автомобиля. Таким образом, страдает безопасность вождения.
Вибрационная механическая нагрузка на протектор вызывает быстрый и неравномерный его износ. Это снижает его технические параметры и приводит к необходимости частой замены шин.
Повышенная вибрация колес при движении, особенно передаваемая на рулевое колесо, вызывает дискомфорт и быструю утомляемость водителя.
КАК ВЫПОЛНЯЕТСЯ БАЛАНСИРОВКА КОЛЁС
Для выполнения этой несложной операции применяется специальный балансировочный станок, который имеет специальный конус крепления, автоматически выравнивающий положение проверяемого колеса по центру оси вращения. Раскручивая колесо на станке, периодически перемещая свинцовые грузики на диске, мастер добивается максимально случайного его положения в момент остановки. Таким образом, производится грубая балансировка колёс.
Более точная балансировка производится с помощью электронного станка, в которую вносятся параметры колеса. Стенд автоматически измеряет равновесие в различных положениях колеса и выдаёт на экран места для установки балансировочных грузов и их вес. Грузы для балансировки изготавливаются из свинца и имеют различные виды. Они могут быть набивными или клеящимися. Универсальные клеящиеся балансиры устанавливаются на внутреннюю поверхность диска и не нарушают эстетику внешнего его вида.
Сравнивая оба вида балансиров между собой, специалисты отмечают преимущества набивных типов груза, особенно зимой. Это объясняется тем, что диски в зимнее время испытывают повышенные перепады температур, вызывающих изменения линейных размеров и отрицательно сказывающихся на сцеплении клейкой ленты с поверхностью диска. При этом грузик может отвалиться во время движения. Также они часто отлетают от дисков во время мытья в автомойках под сильной струёй воды. Существуют, кроме того, диски, на которых невозможно установить набивные грузы, поэтому их балансировку приходится выполнять клеящимися грузами.
В первую очередь при балансировке колеса важна настройка станка и мастерство оператора. Бывалые мастера шиномонтажных станций отмечают, что мастер может сбалансировать любое колесо «под ноль», но это не означает его полную пригодность к безопасной эксплуатации. Результат работы одинаково зависит от возможностей оборудования и оператора.
Если работу мастера клиент может оценить визуально, то готовность оборудования, его калибровку и исправность сложно определить на вскидку. Поэтому по возможности следует проводить эти работы в проверенных мастерских, чтобы не приходилось потом перепроверять выполненную работу заново.Итак, проведение качественной балансировки колес, для чего нужны соответствующее оборудование и грамотный оператор, требует от водителя определённого внимания и времени.
ОСОБЕННОСТИ И НЮАНСЫ ПРАВИЛЬНОЙ БАЛАНСИРОВКИ КОЛЕС
Перед выполнением операции колесо должно быть очищено от пыли и грязи. Если есть примёрзшие куски грязи или камни в шинном протекторе, то следует их тщательно удалить, максимально приблизить шины и диски к первозданному виду. Следует также удалить старые балансировочные грузы, что нередко забывают делать неквалифицированные «мастера». Не стесняйтесь указать это «забывчивому» работнику шиномонтажной мастерской.
После закрепления колеса на станке следует сделать предварительные замеры величины биений шины в радиальном и боковом направлении, чтобы можно было в конце сравнить результаты работы.
Для того чтобы шина хорошо и правильно садилась на диск, при монтаже шины следует пользоваться специальным раствором или смазкой. Недобросовестные мастера в целях экономии «забывают» о такой необходимости. В результате шина может быть смонтирована на диск с некоторым перекосом и тогда колесо невозможно будет полностью сбалансировать.
Бывает, что именно неправильная посадка шины является причиной того, что монтажник не может выполнить балансировку, хотя тот и винит во всём шину, доказывая, что она слишком изношена или дефектная. Доказать свою правоту такому «мастеру» сложно (снаружи не видно, что шина сидит с перекосом), но можно (поднять давление в шине и простучать её по периметру обода диска).
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО БАЛАНСИРОВКЕ КОЛЕС
Чтобы знать, как часто следует заезжать на СТО, чтобы проверить и откорректировать балансировку колес, нужно вспомнить, как она выполняется и представить себе, что может её нарушить. Например, набитые балансировочные грузы могут сместиться со своего места в результате резких ударов по ободу от встречных камней или при попадании колеса в яму. Приклеенные грузы могут отлетать, кроме того, ещё и при мойке под давлением.
Агрессивный и спортивный стиль вождения с резкими виражами, торможениями и ускорениями приводит к быстрому и неравномерному износу покрышек, что нарушает изначальную балансировку. Резкие наезды на лежачих полицейских и дорожные бордюры не проходят бесследно для геометрии колёс, что также отрицательно сказывается на равновесии сил, действующих на колесо.
Все перечисленные события являются поводом для внепланового посещения СТО с целью повторного выполнения балансировочных работ. В принципе идеально нулевая балансировка колес, для чего нужна продвинутая аппаратура, на практике не особенно то и требуется, так как в городском режиме вождения деструктивная сила дисбаланса колёс может проявляться только в особо тяжёлых случаях. Эффективность их разрушающего действия возрастает при езде на высоких скоростях по загородным и скоростным трассам.
ПРИЧИНЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ БАЛАНСИРОВКИ КОЛЕС
Следует обязательно проверять и выполнять балансировку в следующих случаях:
при переводе автомобиля на летний и зимний режим эксплуатации (сезонная замена шин);
после резких ударов по колесу при попадании в яму или люк, наезда на бордюр, лежачий полицейский на большой скорости и т.д;
обязательная балансировка каждые 15000 км (требование производителей). Обычно данное требование не выполняется, так как сезонная замена шин наступает раньше;
перед планированием дальнего путешествия по регионам, где отсутствуют СТО;
при агрессивном стиле вождения балансировку рекомендуется проводить через каждые 7-8 тысяч км. Помните, что в колёсах заключена ваша безопасность и безопасность других участников движения, поэтому нужно своевременно следить за тем, как они вертятся.
Мнение автора: при правильном подходе к автомобилю, диски прослужат вам очень долго, подвеска которая прежде всего страдает при разбалансированных колесах будет держаться намного дольше. Безопасность езды при исправных (ровных) дисках увеличивается. В России очень сложно ездить не попадая в яму, при каждом шиномонтаже просите, чтобы мастер замерил ровность дисков во избежании более дорогих поломок.
Наши мастера грамонтно выполнят шиномонтаж за 20 минут. Звоните и записывайтесь.